О главных опасностях потребительства. Рассказывает психолог

Что происходит с нами, когда мы активно включаемся в потребительство? Почему мы стали реже использовать критическое мышление? Как ваша ненужная одежда создаёт новые глобальные сообщества? Психолог Екатерина Дьячкова — о главных опасностях потребительства и как сформировать доверие к миру внутри себя.

Иллюстрация: Ezra W. Smith для фонда «Второе дыхание»

* * * * *
Отдавая одежду на благотворительность, вы не просто освобождаете шкаф, ещё вы становитесь частью sharing economy.

«Экономика разделения» стала ответом на экономику потребления, в которой потребительство рассматривается не как покупательская способность населения, а как образ жизни, основанный на статусном символизме. Это огромная индустрия, которая производит не только товар, но и спрос на товар, в которой стены улиц разных городов представляют собой рекламу того или иного продукта, а десятки тысяч людей заняты в индустрии производства как товаров, так и потребностей на эти товары. Что же происходит с нами и окружающим пространством, когда мы активно включаемся в потребительство?

Мы становимся менее самостоятельны, реже используем критическое мышление

Культура потребления упрощает манипулирование нашим сознанием

Основной целью становится потребление, а работа или учёба представляют собой лишь побочный эффект

Основой общества потребления являются природные ресурсы, большинство которых относятся к невосполнимым

В обществе потребления снижается ответственность отдельного человека. Так, например, ответственность за загрязнение окружающей среды выбросами заводов целиком ложится на производителя, а не на потребителя

Однако общество — это не статичная структура, поэтому все перечисленные выше причины привели к созданию течения антипотребильства. Это противопоставляемая потребительству идеология, выступающая против приравнивания уровня личного счастья к уровню приобретения и потребления материальных благ, которое и породило движение шеринга.

Движение антипотребительства зародилось в США и других экономически высокоразвитых странах, где, в силу значительного развития общества потребления, распространились такие проблемы, как болезнь ониомания (психологическая зависимость от покупок), прогрессирующее ухудшение экологической обстановки и социальное неравенство.

На распространение sharing economy повлияла растущая цифровизация — у каждого из нас есть гаджет, позволяющий что угодно переносить в цифровую реальность. Развитие социальных сетей сначала позволило программистам делиться кодами (Linux), затем дало возможность людям обмениваться тем, чем они живут (Facebook и Instagram), и, наконец, выкладывать для всех результат своего творчества (YouTube). Следом пришло время использовать ту же технологию в реальном мире, чтобы делиться тем имуществом, что мы имеем.

Постепенно возможность пользоваться чем-то становится более ценной, чем возможность этим владеть: агрегаторы такси часто дешевле и выгоднее, чем собственный автомобиль, а кратковременная аренда жилья напрямую у их хозяев в других городах позволяет не только сэкономить, но и познакомиться с городом с его нетуристической стороны.

В современном быстроменяющемся мире удобнее платить за временный доступ к продукту, чем владеть им, это сокращает экологический след и снижает издержки по содержанию имущества.

Логика здесь проста: когда мы дарим, даём взаймы или перепродаем лежащие без дела вещи, мы снижаем потребление, а вместе с ним и тот огромный объём ресурсов, энергии и выбросов, который связан с производством и транспортировкой новых товаров, не говоря уже о затратах на обращение с отходами.

Но shareconomy связана не только с экономией материальных ресурсов. Она имеет ещё одну важную «нематериальную» особенность: для её развития необходим набор социальных взаимосвязей и норм поведения, которые делают возможным сотрудничество между незнакомыми людьми. Эта открытость к участию и к позитивному социальному взаимодействию, как и экологическая сознательность, пожалуй, отличают модель shareconomy от привычных нам до сих пор.

Помимо преодоления всех перечисленных выше проблем экономики потребления, мы, сдавая одежду, начинаем формировать глобальные сообщества с ценностями соседства, повышаем доверие и связность друг с другом, начинаем верить в хорошее в своих соседях и соотечественниках.

Согласно исследованию PricewaterhouseCoopers, популярность шеринговых услуг влияет на растущее доверие к согражданам: 29% опрошенных заявили, что с прошлого года стали больше доверять людям, при этом 62% признались, что, напротив, стали меньше доверять брендам.

Поэтому, сдавая одежду, вы не только очищаете пространство вокруг себя, но и формируете доверие к миру внутри себя, что, как известно, благотворно сказывается на всех повседневных делах и человеческих отношениях.

Организовать сбор одежды

Превращаем ненужную одежду в рабочие места, благополучные семьи и чистый воздух